КАМЕРТОН
выставка студенческих работ
Современная культура многомерна и альтернативна. Знаковые системы, «абстрактные» представления, сложное и сознательное преобразование зримых и незримых явлений реальности становятся определяющими в процессе художественно-образного познания действительности. В экспозиции галереи «Универсум» представлен ряд творческих работ студентов факультета искусств, которые демонстрируют разнообразие эстетических подходов к решению художественно-практических задач в области формальной композиции и шрифтовой графики. Творческими разработками руководят педагоги кафедры изобразительного искусства Владимир По-кровский и Олег Канчуга.
Идейный акцент выставки раскрывается через выявление возможностей формального композиционного творчества, «законы» которого созвучны принципам создания и развития музыкального сочинения. В синтезе с субъективной духовно-эмоциональной составляющей они определяют формирование образа — единственного феномена, благодаря которому возможно функционирование художественного произведения. Подобно тому, как отдельный звук изначально задаёт эмоциональный ход мелодии, непредсказуемые творческие импульсы рождают цвето пластические, ритмические и эмоциональные линии в композиции художественной.
Искусство формальной композиции, как основа создания произведений всех видов пластических искусств, — неповторимая и уникальная сфера приложения творческих устремлений и практического опыта студентов. В опоре на фантазию, ассоциативные связи, эмоциональные переживания и эстетические предпочтения заключается суть реализации художественной идеи в подобных композициях.
Интуитивное творческое движение от мысли к образу и — неизбежный результат, всегда новый, порой неожиданный и смелый, который предлагает почувствовать и понять звучание произведения. Здесь присутствует своя сложность, специфичность и даже экспериментальность решений, соответствующих определённой мере видения, чувствования и практического умения каждого конкретного автора. В свою очередь художественное «общение» зрителя с такими работами — всегда насыщенный, интересный процесс, предлагающий множественные варианты прочтения и эмоционального отклика.
Столь же содержательно и образно условное, знаковое искусство шрифта, воспринимаемое как формальное в пространственно-временном ракурсе. Возможности творческой работы в этой области, где каждая буква — абстрактная форма, и где всё диктуется чувством вкуса и времени, меры и пластики, сегодня предельно широки и позволяют по-новому взглянуть на достаточно консер-вативное искусство. В представленных композициях шрифтовые элементы естественным образом включаются в графическую «игру», разнообразно организуют целостные, гармоничные построения. Необходимым и важным здесь становится момент синтеза всех компонентов образности, что задаёт единое музыкально-выразительное начало.
Предлагаемая экспозиция обращена к зрителю, нацеленному на аналитическое восприятие увиденного, способному проводить ассоциативные параллели или просто наслаждаться. Подобные выставочные проекты приобретают актуальный облик в гибких границах современного творческого пространства.
Галина Пилецкая,
2009 г.