Органичным для галереи «Универсум» явлением стало проведение выставок работ преподавателей кафедры изобразительного искусства. Очередная такая выставка, приуроченная к открытию Международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры», состоялась в апреле.
Каждый из авторов, чьи работы составили экспозицию, индивидуален в своих сюжетно-смысловых предпочтениях и пластических поисках. Поэтому выставочный проект, представленный в галерее, не претендуя на статус серьёзной тематической акции, тем не менее утверждает профессионализм и самодостаточность преподавателей кафедры, как людей творческих, и несомненно является значимым событием в художественной жизни города.
Ряд художников, заявленных на выставке, поддерживают классический стержень живописи. И это органично и естественно для белорусской художественной традиции. Такова живопись Алексея Богустова – художника, обладающего особым даром образного и синтетичного восприятия действительности. Очевидно, что основу творчества живописца составляет пейзаж. И так неизменна и естественна его привязанность к переосмыслению простых мотивов, которые художник находит в своём окружении. Напряжённым богатством цвета, экспрессией звучат на выставке пастели «Берег», «Старая мельница». В них ощущается и живое существование природы, и глубокое чувствование автором её стихии, энергии и красоты.
Эмоциональность и выразительность, тонкое мастерство, присутствие жизни, воздуха и света – те неповторимые достоинства, что отличают пейзажи Анатолия Бурчика. Природа в его акварелях «Яблоневый сад», «После грозы» одухотворена особым поэтическим чувством, а каждый мотив являет характерное пластическое решение, всегда обозначенное единым стилем художника.
В живописи Наталья Бедюх руководствуется собственным мироощущением. Камерные образы на её полотнах хранят в себе не разгаданные обыденной жизнью тайны и рассказывают каждый свою историю. Центральный мотив живописного цикла художницы – дерево – образ символичный и многозначный, отсылающий к истокам, образ памяти, претендующий на глубокое философское прочтение и широкий временной охват бытия. Мелодичность, философский взгляд на мир и отражение состояния души творца присущи также творчеству Степана Янковского. Особое настроение в экспозицию вносит его полотно «Блакітны сон».
В сложных смысловых конструкциях работ из триптиха Александра Ларионова «Сотворение» каждый фрагмент имеет тончайшую осязательную характеристику, что усиливает общее экспрессивное звучание. Уникальная техника утверждает единство темы, идеи и её пластической интерпретации. Для зрителя – это след, отпечаток начала, момент сотворения во времени.
Технически безупречные, работы Антона Лещинского сочетают в себе и тонкий вкус автора, его эстетические предпочтения, и новаторские поиски в области фотографики. Загадочная «Муза» являет современный взгляд на достаточно актуальный на сегодняшний день в белорусском искусстве образ женщины. Здесь и выразительная пластическая игра, и художественная аллегория. Утончённый образ женщины, приобретающий романтично-символичное прочтение, разрабатывает и Александр Дулуб (полотно «Дюна»). Стоит подчеркнуть, что подобные образы требуют от зрителя особого «труда» души, настроенной на ощущение прекрасного.
Условность пластического языка и лаконизм цвета свойственны декоративным работам «Весенний город» Жанны Сидорович, где нашли отражение мотивы Гродно с его разнообразием ритмов и силуэтов, теплотой и прозрачностью неба, и «Лесная опушка» Владимира Покровского. Здесь рукотворная техника, эстетические возможности материалов позволили создать неповторимые, построенные на тонких ассоциациях образы.
Офорты Олега и Ольги Канчуга – своеобразная интеллектуальная рефлексия на различные аспекты истории и современности. Идейная основа их графических произведений «Музыка», «Полнолуние», «Граница», «Иллюзия» и других строится на взаимодействии пластических знаков и реальных предметных форм, метафор и символических кодов, обращённых не столько к эмоциям, сколько к интеллекту зрителя.
Свои работы представили и молодые преподаватели кафедры. Драматизм эпохи и знак времени нашли воплощение в интеллектуальном проекте «Без названия» Игоря Мисюры в технике фотографики. Елена Русачек представила триптих «Из сетей рыбака», имеющий многослойное сюжетно-смысловое наполнение.
Выставка всесторонне продемонстрировала приоритеты и направления, которые объединяют педагогов-художников университета, устойчивое сосуществование и взаимодействие в их творческой среде традиции и новаторского эксперимента, способных стимулировать профессионализм, поиск новых тем и пластических решений, новой выразительности и образности.
Галина Пилецкая,
магистр искусствоведения
2008 г.