У современной белорусской живописи нет единого стиля, нет единого метода, она новационна и в тоже время традиционна, противоречива и непредсказуема. На переломе столетий в бурном взаимопроникновении, синтезе различных жанров полотна наполняются неожиданными стилистическими приемами, нестандартными образными решениями, художники одержимы поисками новых форм выражения. Национальная школа живописи влилась в стремительный поток мирового искусства, перенимая безудержную страсть к амбиционной индивидуальности, новизне и эпатажу. И вновь актуальны слова В.Г.Белинского: «Мы вдруг переживаем все моменты жизни, которые на западе развивались последовательно», где заключена довольно точная формулировка принципа ускоренного развития нашего искусства в его желании наверстать упущенный опыт западно-европейского искусства ХХ века. Однако в отличие от Запада, искусство которого во многом утратило связь с классической системой, белорусская живопись не стремится отрицать лучшие традиции национальной школы. Достижения и успехи в современной живописи республики – результат достаточно емкого сложного процесса кристаллизации творческих поисков белорусских художников предыдущего столетия.
Значимую роль в сохранении и развитии художественного наследия Беларуси отыгрывает работа кафедры изобразительного искусства Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, основой преподавательской системы, которой является верность академической школе. Продолжая лучшие традиции, накопленные за годы существования кафедры, художники-преподаватели решают комплекс задач поставленных своим временем, их творчество рождено культурой белорусского народа, обращено к будущим поколениям, рассказывает о наших ценностях, о духовных приоритетах современности.
Яркое подтверждение тому – выставка живописи в галерее «Universum», посвященная 70-летию университета. Произведения, представленные на выставке, убеждают о существовании в рамках университетской кафедры изобразительного искусства, основанной в 1991 году, целостной, ищущей свой путь идейно-стилистической системы – особой белорусской школы.
При всей разности творческих стилей и почерков, художественных предпочтений, всех экспозиционеров объединяет одно: они – художники, удивленные миром и влюбленные в него, в его щедрую красоту. Живописные полотна, представленные на выставке индивидуальны и многогранны, раскрывают широту колористического и тематического диапазона.
Доминирующее место в живописной экспозиции занимает пейзаж. Излюбленный жанр белорусской живописи, вознесенный мастерами кисти до вершин художественного олимпа. Характерная ему поэзия и искреннее любование близкими сердцу мотивами завораживает зрителя.
Тихая жизнь натюрморта полна умиротворенной патетики. Умение видеть в обыденном божественную красоту свойственно возвышенной творческой натуре с оголено-чуткими струнами души.
Декоративные полотна, фантазийные композиции уносят в мир грез, утверждают в своем пластическом совершенстве своеобразие и красоту природного мотива.
Романтико-аллегорические портреты воспевают неземное обаяние женского начала. Воспевание гармонии и совершенства, служение высоким идеалам искусства, глубина и искренность – отличительная черта творческого и сплоченного коллектива кафедры изобразительного искусства. Знаменательно, что в XXI тысячелетии, в беспрерывной и стремительной гонке за новизной, порой безжалостной и разрушительной, творчеству художников-педагогов чужды соблазны синтетики флюорисцентных art-объектов, агрессивно наполняющих наше культурное пространство, неприемлемы эпатаж и футуристические лозунги. Художник-преподаватель, живущий жаждой создавать прекрасное, способен зарядить творческой энергией своих студентов, поддерживая тем самым животворную нить поколений, что вселяет веру и надежду в дальнейшее процветание нашего искусства.
Глядя на притягательные полотна, еще раз убеждаешься – есть художники, чьи нравственные ценности не подвержены моде. Окунувшись однажды в идеально возвышенный мир романтики, они остаются в нем навсегда. В этом их слабость, в этом их сила. В многообразии современной живописи экспозиция галереи «Universum» выделяется не экстравагантностью стиля или сложностью технических приемов. Мир художников привлекает оптимизмом, верностью своим идеалам, душевностью и теплотой. Он сродни чистой кринице, утоляющей жажду путника. Испив из нее, каждый становится нравственно богаче, чище и добрее.
Безусловно, выставка живописи, посвященная 70-летию Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, событие яркое и значимое, демонстрирующее одну из ярких граней университетской жизни.
Искусство способно наполнить наши будни чувством прекрасного, без чего они бескровны и серы. Сила творчества одухотворяет, наполняет наше существование смыслом.
Марина Чайко, искусствовед,
преподаватель кафедры изобразительного искусства
ГрГУ им. Янки Купалы
2010 г.